Seriously? IE? Go here and download normal browser.

Использование современного MOODLа или время креативности в системе высшей школы

Обсуждение проблем использования в дистанционном обучении различных платформ как и выявление методологических оснований электронного обучения сформировало устойчивый тренд в настоящее время. Это объясняется не только возрастающей потребностью в новых формах подготовки специалиста в высшей школе, в первую очередь, основанных на использовании электронного обучения. Вторая составляющая – это активное наращивание предложений по использованию обучающих платформ в современном веб-пространстве от основных игроков этого рынка. Обсуждение этих проблем в Каразинском университете вполне закономерно. Во-первых, преподаватели имеют возможность и реализуют ее на практике по использованию различных обучающих платформ в учебном процессе. Так в Каразинском университете кроме Moodle, преподаватели экспериментируют с некоторыми другими учебными платформами, в частности GoogleClassroom, LearningApps и Eliademy. Во- вторых, работа преподавателей в системе дистанционного обучения в университете на платформе Moodle формирует новые подходы и требования, которые нуждаются в обсуждении. Поэтому, обсуждение данных проблем на методическом семинаре Центра электронного обучения Каразинского университета базируется на вопросах и проблемах, которые ставят преподаватели. Например, использование сервисов Google в учебном процессе по мнению экспертов и оценке наших преподавателей имеет как положительные моменты, так и ряд недостатков. Образовательные сервисы Google достаточно просты в организации и эксплуатации. Но они не представляют собой интегрированную систему обучения, которая включает в себя все многообразии обучающих элементов и методик как Moodle.

Характеризуя Moodle, эксперты подчеркивают, что система позволяет создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, поэтому курсы в Moodle — это не просто набор лекций и заданий. Курс в системе Moodle, созданный опытным преподавателем, выглядит как структура из дополняющих друг друга элементов, которые различаются по своему виду и назначению. Помимо стандартных элементов обучения, таких как лекции, задания и тесты, в системе Moodle используются — глоссарий, вики, блоги, форумы, практикумы, которые помогают разнообразить процесс обучения. Отмечается хорошо развитая система коммуникаций Moodle. Кроме этого, система соединяет в себе высокий уровень обеспечения интерактивности, огромный ресурс администрирования, который включает в себя подписание большого количества разных групп и факультетов, отчеты с оценками по итогам работы и учет работы активности студентов и преподавателей, давая возможность создания системы электронного деканата, дающего возможность и студентам и преподавателям отслеживать образовательный процесс, включая оценку знаний на всех этапах. Включает возможность интегрирования с другими информационными системами, дополнения новыми сервисами и вспомогательными функциями на основе открытых исходных кодов, что дает возможность заточить систему под особенности каждого образовательного проекта.

Если вспомнить важнейшие критерии систем дистанционного обучения: Установка на любую аппаратно-программную платформу; Безопасность системы; Простой, интуитивно-понятный web-интерфейс; Наличие в системе функций, применяемых для организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий – разработка и редактирование курсов, набор элементов курса для различных
специальностей; Модульность курса; Интегрирование внешних модулей для расширения функционала; Поддержка международных стандартов (IMS, SCORM), используемых в электронном обучении; Наличие форм коммуникаций; Возможность организации балльно-рейтинговой системы; Использование системы в смешанном обучении. То приходится согласиться с экспертами, что Moodle – не панацея, а наиболее оптимальный по функциональности программный продукт. Как говориться «Что бы получить знание нужно учиться, а что бы получить мудрость нужно наблюдать». Поэтому важным элементов процесса обучения является наблюдение за ходом, результатами и последствиями обучения, при чем как для педагога, так и для учащихся.

Главное, что наши преподаватели используют множество полезных бесплатных сервисов, существующих на просторах интернета, а минимизация количества бесплатных сервисов действительно позволяет организовать полноценных дистанционный учебный процесс.

Безусловно, ориентироваться на возможности ХХ века, который дал возможность получить высшее образование всем, кто имел как минимум желание, необходимо, но в противном случае мы потеряем интерес тех, кто хочет участвовать в интересном и поучительном образовательном процессе, для тех, чей пытливый ум уже хочет новых знаний. Современное образование в XXI в. становится более гибким, открытым, оживленным. Оно вбирает в себя новые педагогические технологии, образовательные практики и концепции.

Возникает вопрос в том, что же мы хотим от современного электронного образования: учения и обучения или воспитания и адаптации? Или мы все же хотим современной электронной образовательной среды? Да именно среды, дающей возможность не только обучать и изучать, но и реализовывать на практике новые мировые интерактивные идеи и возможности, вести учет и оценку этих процессов в динамике, а так же мониторить активность преподавательского состава не только в режиме реального учебного аудиторного времени. Ведь сегодня вопрос использования дистанционного образования на базе LMS Moodle дает возможность реально эту задачу осуществить. При этом есть реальная возможность решения этой задачи на базе Харьковского университета, поддержав и укрепив его возможности в условиях современного мирового образования. Конечно, остаются так и нерешенными ряд вопросов относительно:

  • Оценки усилий преподавателей на создание качественных обучающих курсов;
  • оплаты часов на создание интересного интерактива, т.к. в условиях реального времени мы тратим гораздо больше времени на подготовку чем 2 часа, заложенных в Положение об организации учебного процесса;
  • технических средств, задействованных в учебном процессе, т.к. многие используют для этого домашние компьютеры, планшеты и т.д.;
  • поощрения преподавателей-энтузиастов, которые действительно реализовывают поставленные перед ними сверхзадачи электронного современного образования в условиях реалий современного общества;
  • реальной реализации проблемы выбора студентами курсов «выборочного цикла» исходя из возможностей реального выбора их из базы дистанционных курсов ЦЭО.

Следует обратить внимание еще на одну актуальную проблему: Одну из тенденций, определяющих соответствующие для современного образования, можно сконструировать коротко: визуализация. Под визуализацией понимают «способ получения и обобщения познаний на базе зрительного вида понятия, действия, процесса, явления, факта и т.п., основанный на ассоциативном мышлении и системном структурировании информации в приятной и доступной форме». Мысли облекаются в вещественную форму, обеспечивающую их зрительное восприятие.

Обсуждение проблемы визуализации для Каразинскогог университета является актуальным в виду старта записи презентационных видеолекций ведущих преподавателей кафедр университета. Отсюда выплывает новая необходимость создания базы видеолекций, видеороликов курсов и собственно видеокурсов, а также видеоконтента, который даст возможность сохранить в условиях минимального веса файла его максимальное качество, что не дает на сегодняшний день YouTube. В любом случае, обсуждение проблем парадоксальности визуализации, использования ее возможностей в полном объеме набирает актуальность и гармонично вписывается в тренд обсуждения методологии дистанционного обучения.

Выбрать профессию