Seriously? IE? Go here and download normal browser.

Оценка знаний БЖД в Moodle дистанционно - это просто/простая технология!

Контроль знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества образования. Современный подход к оценке результатов в системе высшего образования стал более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. Результаты оценки должны быть: во-первых, «валидными», то есть четко соответствовать программам преподавания; во-вторых, жестко объективными и стабильными, то есть не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего, и доступными. Классические экзамены по окончании изучения дисциплины в классическом университете практически больше не существуют, поскольку они рассматриваются как определенные дополнения к постоянному контролю деятельности студентов. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты и индивидуальные задания.

В чем же состоят принципиальные различия между оценкой, отметкой и баллом? Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения учащихся, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных индивидов.

Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у учащихся и студентов создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности студентов и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.


Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.

В учебно-воспитательном процессе можно говорить о различии парциальных (частичных, оценивающих часть) оценок (Б. Г. Ананьев) и оценке успешности, наиболее полно и объективно отражающей уровень освоения учебного предмета вообще.

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса, хотя и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще. Парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (то есть в виде отметки), входя в него как необходимая составная часть. В отличие от формального – в виде балла – характера отметки, оценка может быть дана в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем «свернутой» оценке – отметке.

Воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним педагогами. Контроль является неотъемлемой частью обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить 3 основных его вида: предварительный, текущий и итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения учебного материала.

Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т. д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний, который необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о «вкладе» педагога в уровень обученности учащихся, оценке эффективности педагогического труда и профессионализм (мастерство) педагога.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи, которая благодаря системе MOODLE позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого студента путем общения в форуме и возможности постоянного общения с преподавателем путем отправки сообщений. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого. Так в ходе изучения курса «БЖД» и привлечения студентов к проблеме ВИЧ/СПИДа был создан форум, дающий возможность молодежи активно участвовать и изыскивать новые заметки и факты по вопросам этой проблематики. Участие в форуме подразумевало возможность получения баллов в качестве текущего контроля и давало возможность студентам проявить свои индивидуальные и творческие особенности при решении данной учебной задачи. Главным позитивным моментом следует отметить тот факт, что 76 % студентов, которые активно участвовали в форуме сдали зачет на позитивную оценку.

Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6–8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений и навыков, после завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.

Система MOODLE предусматривает, что процесс усвоения знаний, умений и навыков имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах – итоговый контроль. В практике обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над курсом. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного этапа обучения в виде дифференцированного зачета, который проводится в тестовой форме.

Таким образом, учебная деятельность в современных условиях является полимотивированной, что предполагает поиск и варьирование стимулов деятельности каждого студента, включение в их число учебных, моральных, индивидуальных, социально-психологических и других возможных стимулов, положительно влияющих как на усвоение знаний, так и на формирование умений и навыков, а также на приобретение определенных личностных свойств. Педагогическая оценка по дисциплине «БЖД» должна обеспечивать максимум мотивированности студента на получение знаний и практического опыта в условиях критических, чрезвычайных и нестрандартных ситуаций с учетом следующих компонентов:

  • знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств поведения в нестандартных ситуациях (когнитивный компонент);
  • знания подлинных мотивов участия студентов разного уровня базовой подготовки в данных конкретных видах деятельности, связанных с действиями в чрезвычайных ситуациях (мотивационный компонент);
  • знания необходимого и достаточного множества разнообразных ситуаций, которые влияют на стремление студента к успехам в обучении и особенностям действия в нестандартных ситуациях, направленных на сохранение жизни и здоровья (деятельностный компонент).