Seriously? IE? Go here and download normal browser.

СОЦИАЛЬНО-ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ: поиск новых стратегий обучения​

Динамика изменений в обществе, развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий, доступность Интернет создают новые условия для развития образования. Происходит существенные качественные изменения, требующие оперативной оценки и развития новых подходов в обучении и воспитании.

Цель статьи – актуализация и поиск новых подходов обучения в школе и вузе.

Рассмотрим зарубежные исследования ученых, которые демонстрируют современные изменения и новые подходы в развитии дидактики. Ученые Don Tapscott, Diana Oblinger, Bořivoj Brdička отмечают серьезные изменения в восприятии и процессе обучения (таблица 1).

Таблица 1 – Развитие нового поколения (Don Tapscott, 1998, 2008; Diana Oblinger, 2005; Ing. Bořivoj Brdička, 2011) [1]

Old generation

Поколение ХХ века

Next generation

Новое поколение

book → reading

  • fluid pace
  • mono-tasking
  • linear approach
  • perception by reading
  • independent
  • ambitious
  • pasive

school as requirement

  • deliberation
  • reality
  • technology external
  • knowing facts

книги → чтение

• текучий шаг, постепенное движение

• одно-задачность
• линейный подход

• восприятие путем чтения
• независимость
• амбициозность
• пассивная школа, школа как требование
• обсуждение
• реальность
• внешние технологии

• знание фактов

Display → viewing

  • non-linear pace
  • multi-tasking
  • hypermedia
  • iconic perception
  • connecting
  • cooperation
  • active
  • school as game
  • alert
  • fantasy
  • technology internal
  • knowing how to find fact
  • дисплей – визуальное восприятие
  • нелинейность
  • многозадачность
  • гипермедиа
  • иконическое восприятие
    • подключение
    • сотрудничество
    • активность
    • школа как игра
    • предупреждение
    • фантазии
    • технология внутреннего
    • знать, как найти то что необходимо
  • Профессор Кирсти Лонка [2] так формулирует изменения в новом поколении, называемом «социально-цифровым поколением» (таблица 2).

    Таблица 2 – Отличие современной практики обучения в школе и нового «социально-цифрового поколения»

    Socio-digital participation

    Социально-цифровое участие

    School practices

    Школьная практика

    • Flexible use of digimedia

    • Multi tasking

    • Intellectual ICT tools

    • Internet searches

    • Socio-digital networking

    • Working on screen

    • Making and sharing in groups

    • Extended networks

    • Knowledge creation


    Гибкое использование цифровых медиа

    Многозадачность

    Интеллектуальные средства ИКТ

    Поиск в интернет

    Социально-цифровые сети

    Работа с экраном

    Работа в группах

    Расширение сети

    Создание знаний

    • Traditional media, e-mail

    • Linear and sequential

    • Pure mental performance

    • Limited textbook content

    • Off line working, F2F

    • Paper and pencil

    • Individual performance

    • Closed classroom community

    • Knowledge acquistion


    Традиционные медиа, эл.почта

    Линейность и последовательность

    Умственная работоспособность

    Ограниченность содержанием учебника

    Работа офф-лайн, лицом к лицу

    Бумага и ручка

    Индивидуальные показатели

    Закрытое классное сообщество (ограниченное классной комнатой сообщество учеников)

    Приобретение знаний

    К.Лонка пишет, что под «социально-цифровыми технологиями понимаются интегрированные системы техники, социальных медиа и Интернет, которые обеспечивают постоянное и интенсивное онлайн - взаимодействие с информацией, людьми, и артефактами»; социально-цифровое участие – «новая концепция практики неформального, социально-цифрового опосредованного участия» [2].

    Согласимся с учеными Don Tapscott; Diana Oblinger, Ing. Bořivoj Brdička, Kirsti Lonka, что происходит переход от поколения ХХ века к новому поколению, назовем его «социально-цифровым поколением», от получения знаний путем чтения, знаний из монолога учителя к визуальному восприятию, диалогу или полилогу в классе, аудитории. Изменения существенные, требующие активного использования новшеств в практике школы и вуза.

    У педагогов существуют диаметрально противоположные мнения: от консервативного (оставить все как есть, школьников нужно учить как в прошлом веке) до необходимости полной перестройки системы образования. Наша позиция основана на принципе амбивалентности, преемственности “традиции → инновации”, необходимости активного исследования феномена электронной и визуальной культуры, изучения влияния визуальной культуры на личность школьника.

    Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы общения, образ мыслей, чувства, каналы влияния на других людей, соцальные навыки и социальное поведение. Как отмечает Г.Х. Мямешева, «окружение хай-тека – компьютеров, смартфонов, видеоигр, интернет-поисковиков –перекраивает могз человека» [3]. По мнению Гэри Смолла, хай-тек-революция имеет свои плюсы. Это касается скорости реакции, обработки данных, интеллекта и принятия решений (таблица 3). Минусы хай-тек-революции затрагивают характер мышления, контактов, внимания и памяти, дружбы, стрессов, способ решения задач [4].

    Таблица 3 – Плюсы и минусы хай-тек-революции (по Г.Смоллу)

    Плюсы хай-тек-революции

    Минусы хай-тек революции

    1.Скорость реакции: электронная почта, видеоигры, поиск в Гугл учат быстрее реагировать на зрительные сигналы и повышают внимательность.

    2.Обработка данных: мозг приспосабливается к быстрой обработке, обрушивающихся на нас отовсюду, ежедневных потоков информации, формируя особые нейронные сети, ухватывающие нужное на лету.

    3.Интеллект: новые технологии развивают ум так же, как его развивает изучение новых языков и решение головоломок, являются профилактикой старческого слабоумия и средством стремительного роста IQ среднего человека.

    4.Принятие решений: ежедневные поиски нужной информации в Сети тренируют мозговые центры, связанные с принятием решений и логикой, поэтому выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни находится

    быстрее.

    1.Мышление: мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным, уменьшается способность концентрироваться и созерцать, люди становятся «расшифровщиками информации», утрачивается способность к абстрактному мышлению.

    2.Контакты: теряются базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми, все труднее угадывать эмоцию и считывать чужую мимику во время беседы.

    3.Внимание становится рассеянным, отслеживание всего сразу не дает возможности сосредоточиться на чем-то определенном.

    4.Дружба реальная вытесняется суррогатом, дружба онлайн создает иллюзию тесной связи, а одиночество посещает в живом общении с людьми один на один, когда все гаджеты выключены.

    5.Многозадачность означает возможность обрабатывать несколько заданий одновременно: слушать музыку, писать в блог, читать почту. Но чрезмерная многозадачность делает работу менее эффективной, усиливая стресс и дефицит внимания.

    6.Память становится поверхностной и кратковременной, компьютер и Интернет превратились в своеобразный «протез» памяти, память практически не используется, человек запоминает не саму информацию, а место ее расположения на компьютере (папку, где она лежит).

    7.Стресс: переутомление от длительного погружения в цифровой мир порождает новую форму стресса - «цифровой туман»- техногенное истощение мозга.

    В отечественной дидактике ведется дискуссия, что учащиеся меньше читают книг, больше получают информацию из интернета, в сетях, телевидении. У школьников и студентов больше загружена кратковременная память, и необходимы новые методы закрепления знаний в долговременной памяти, развития компетенций. Педагогами ставится проблема формирования клиповости мышления школьника.

    Интересно понимание «поверхностного» и «глубокого»/ «глубинного» подхода в получении знания. «Заучивание текста и зубрежка, не обращая внимания на смысл, понимание, - известны как поверхностный подход, а целостная и критическая оценка, исследование материала известно как глубокий подход». «Поверхностное обучение - поверхностный подход, - это воспроизводство знаний, регламентированное педагогом обучение, пассивная эпистемология, двойственное видение, и потребление знаний. Глубокий подход, трансформация знаний, саморегулируемое обучение, активная эпистемология, релятивистские представления и построение знания подход, который может привести к более глубоким уровням обучения (Lonka K., 2014) [5].

    Данные вопросы выдвигают новые требования к учителю и его профессиональной деятельности. Педагогам активнее необходимо осваивать новые информационные и цифровые технологии. Кроме того, необходимы новые исследования в области психологии восприятия и мышления при активном использовании электронного обучения. Актуален вопрос практической подготовки учителей к использованию ИКТ и цифровых ресурсов, включению таких курсов в образовательные программы подготовки педагогов.

    При формировании курсов можно продемонстрировать преемственность развития дидактики на концепциях «бихевиоризм → когнитивизм → конструктевизм → коннективизм». Б.Брдичка в 2011 году так систематизировал развитие дидактических основ ХХ века (таблица 4).

    Таблица 4 - Коннективизм как новая дидактическая основа в зарубежной теории образования (Ph.D Ing. Bořivoj Brdička, 2011)


    Behaviourism

    Cognitivism

    Constructivism

    Connectivism

    Бихевиоризм

    Когнитивизм

    Конструктивизим

    Коннективизм

    Source of

    Knowledge

    Источник

    знания

    experience

    reason and

    experience

    reason

    connection

    опыт

    разум и опыт

    причина

    соединение

    Principle

    Принцип

    black box –

    external behavior

    reflected

    placement of

    knowledge to

    brain

    personal activity,

    individualization

    knowledge as

    collective product

    черный ящик -

    отражение внешнего

    поведения

    размещение

    знания в

    Мозге (в голове)

    личная активность,

    индивидуализация

    знания как

    коллективный продукт

    Motivation

    Мотивация

    positive/negative

    reinforcement

    marks,

    diploma

    own interest

    interest supported

    by community

    положительное/ отрицательное

    подкрпление

    знаки,

    диплом

    собственный интерес

    интерес поддерживается

    сообществом

    Process

    Процесс

    repeated external

    sensual

    experience

    knowledge is

    interpreted

    knowledge is

    constructed

    through thought

    active network

    cooperation

    Повторение

    Чувственный опыт

    Интерпретация знаний

    Структурирование знаний

    Активное сетевое сотрудничество

    Представители направлений

    Skinner,

    Thorndike,

    Pavlov, Watson

    Vygotsky,

    Bruner, Gagne,

    Ausubel

    Bandura, Piaget,

    Bruner, Dewey,

    Papert

    Siemens, Downes

    Как известно, теория бихвеоризма как поведенческий подход, появился в 20-е годы ХХ века. Она использовалась в образовании долгое время. Школы XVIII-XIX века опирались на основы поведенческого подхода (хотя теории бихевиоризма еще не существовало). В 30-е годы ХХ века сформировалось течение когнитивизма. Советская дидактическая система в основном была построена на использовании обоих теорий. Далее во второй половине ХХ века оформляется теория конструктивизма (социального конструкционизма). Социальная реальность имеет двойственную природу. С одной стороны, она объективна, с другой – имеет субъективные значения. Каждый человек сам выстраивает социальную реальность вокруг себя. Важный инструмент социальной реальности – язык. Через язык и коммуникации человек выстраивает для себя поле знаний и понимания. Рассматриваются процессы социально-психологического конструирования социума через личностную деятельность и активность.

    В образовании течение социального конструктивизма связано с социализацией личности в обществе, формированием навыков социализации у каждого человека, научением самостоятельного структурирования знаний учащимися. Подход связан как с конструированием среды обучения, в том числе коммуникативной, так и конструированием через нее знаний. Теория имеет точки соприкоснования или основы как с когнитивной теорией Ж.Пиаже (ассимиляция и аккомодация), так и Л.Выготского (зоны ближайшего развития - ЗБР, зоны актуального развития - ЗАР). В настоящее время теория актуализирована применением в образовании активных и инновационных методов обучения (мозговой штурм, кейс-стади, групповые методы обучения и др.). Подчеркнем, что последовательность появления теорий, в принципе, не опровергает предыдущую, а дополняет, как бы надстраивается над предыдущими, затем проникает в предыдущие и частично изменяет их использование. Такое понимание иллюстрирует современный методологический принцип науковедения – принцип дополнительности и комплементарности. Как и в школе, вузе нами используются данные течения при построении процесса обучения.

    Новое направление для зарождающейся теории выдвинули George Siemens и S. Downes [6] в связи с развитием сетевой коммуникации и новыми возможностями их использования в обучении. Знания получаются через взаимодействие с сетевым сообществом. Конечно, такой процесс получения знаний, с одной стороны, может быть характерен уже подготовленному или взрослому человеку, который умеет критически оценивать, анализировать, выбирать и конструировать знания. То есть имеет какой-то фундамент знаний. В то же время, сами учащиеся средних классов школы демонстрируют в неформальном обучении активное усвоение знаний и навыков именно таким способом - через сети. Поэтому, на наш взгляд, прогнозируем, что будет идти проникновение данной теории постепенно в классы нижнего уровня (даже начальные). Для младших школьников и тинейджеров сети стали обыденным явлением, поэтому их навыки работы в сетях бывают развиты гораздо лучше, чем у педагогов.

    В образовании понимание результатов обучения перешло от знаний, или ЗУН, к сформированности компетенций. Если знание формируется последовательно, то компетенции развиваются комплексно. Компетенции сложно сформировать за один урок, занятие, поэтому мы можем говорить о «стратегиях обучения», реализуемых в течение определенного отрезка времени. Стратегия обучения интегрирует в себе и подходы-принципы, и направление развития, и методы и виды обучения. Стратегии обучения нацелены на компетенции – ожидаемые результаты образования.

    Стратегии активного, инновационного обучения, проектно-ориентированного, игрового обучения могут реализовывать концепции конструктивизма и коннективизма.

    Литература

    1. Ing. Bořivoj Brdička (2011). Новые информационные технологии обучения // http://www.slideshare.net/bobr/ Режим доступа 30.06.2011.
    2. Kirsti Lonka. Schools and Education in the Digital Era. EU overview and the Finnish Case || https://polcms.secure.europarl.europa.eu/cmsdata/u... | режим доступа 20.11.2015
    3. Мямешева Г. (2015). Добродетель в современном смарт-мире // Bulletin KazNU. «Pedagogical science» series. – 2015. - #1(44). – P. 152-157.
    4. Смолл Г., Ворган Г. (2014). Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета. – М. - 352 с.
    5. Lonka K. Teachers’ and Teacher Students’ Conceptions of Learning and Creativity || http://www.scirp.org/journal/PaperInformation.aspx...
    6. Siemens G. (2006). Connectivism: Learning Theory or Pastime for the Self-Amused? // http://www.elearnspace.org/Articles/connectivism_s.... Режим доступа 30.06.2012.
    7. Teaching and Learning for a Sustainable Future // http://www.unesco.org/education/tlsf/mods/theme_d....