Seriously? IE? Go here and download normal browser.

Технологии, которые меняют обучение

В наше время технология стала не только инструментом, но и стандартом, и средством доверия. В процессе обучения важны не только информационные технологии, но и педагогическое понимание того, какие новые возможности привносят они в учебный процесс, как само восприятие обучаемого меняется из-за информационной технологии.

Для начала необходимо установить критерии для высокоэффективной среды обучения. Среди таковых были выделены следующие:

  • студентами задаются «хорошие» вопросы (хорошая мотивация к обучению);
  • качество вопросов оценивается по ответам;
  • идеи для занятий приходят из разных (иногда противоречивых) источников;
  • используются разные модели обучения;
  • в процессе обучения необходима коммуникация с окружающим миром (с обществом);
  • обучение персонализировано по различным критериям;
  • обратная связь является постоянной, честной и никогда не наказывается;
  • существуют сбалансированные и понятные критерии оценивания;
  • создаются условия для развития необходимых качеств (творчество, коммуникации, лидерство и др.);
  • постоянная практика.

Можно сделать поспешный вывод о том, что обычная социальная сеть, которая вроде бы соответствует большинству из критериев, может быть вполне успешной средой обучения. К сожалению, это не так. До сих пор ключевой является роль педагога-преподавателя, который должен управлять процессом обучения. Естественно, преподаватель обязан учитывать новые информационные технологии и их роль в процессе обучения. При рассмотрении составляющих качественно проведенного занятия были выделены основные:

  • интерактивный диалог со студентами (вопросы, тесты, обсуждения, генерация новых идей, критическая оценка общепринятых заблуждений, чужих утверждений, переоценка ценностей);
  • оценивание (мастерство доказательств, научный уровень, визуализация и простой доступ к оценкам, оценивание не только уровня запоминания, но и уровней знания и применения);
  • интеграция различных моделей обучения (проектная модель, общение с социумом, игровая модель и др.);
  • конкретный учебный план (гибкая модель с учетом требований стандартов и самостоятельной работы);
  • планирование каждого занятия (шаблоны, таксономия, редизайн);
  • свобода выбора студента (постоянная обратная связь с оценкой преподавателя, выбор траектории обучения, роль студента в процессе обучения, самостоятельная работа);
  • поддержка студентов (простота понимания процесса, мера ответственности перед собой и обществом);
  • управление процессом обучения (работа индивидуально и в группах, изменение целей занятий, изменение учебных результатов).

Для автоматизации многих из перечисленных выше составляющих занятий достаточно применить стандартную систему управления обучением (LMS – learning management system). Сам процесс обучения автоматизирован и не меняется. По-прежнему есть преподаватель, который составляет занятие (план, календарь, контроль и т.п.), и по-прежнему есть студенты, которые должны «посетить» определенное место для того, чтобы получить знания. В линейности и управляемости процесса ничего принципиально не изменилось. До сих пор мы только автоматизировали ранее установленные составляющие, пытаясь использовать для этого современные ІТ-решения.

Если рассмотреть самые последние достижения в ІТ и сделать краткосрочный прогноз на ближайшие 10–15 лет, то можно выделить следующие технологии, которые могут повлиять на сам процесс обучения:

  • умные массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). На сегодняшний день такие курсы проходят период становления (миллионы пользователей), в процессе которого отсеиваются некачественные материалы, нехаризматичные преподаватели, пробуются различные модели адаптации обучения, взаимодействия больших групп пользователей;
  • улучшенные смешанные (blended) модели обучения. Очное с дистанционным, с мобильным, с «умным» телевизором;
  • адаптивные тестирующие системы, которые могут быть перестроены под различные критерии (запросы от работодателя и т.п.);
  • игровое обучение (не только в виде моделирования или игр на запоминание, но и вместо классических учебников);
  • введение во все процессы обучения элементов инновационного предпринимательства (студент все свои проекты сразу публикует для инвесторов);
  • формирование общей высокой цифровой грамотности населения;
  • интерактивный видеоконтент (собственные обучающие каналы, «умное» телевидение);
  • новые интерфейсы быстрого ввода и обработки информации (3Д, камеры мобильных телефонов, распознавание жестов, выражений лиц);
  • быстрый рост открытых и качественных источников информации (научные публикации, патенты и т.п.);
  • все меньшее влияние академических стандартов позволит преподавателю самостоятельно строить обучение по принципу взаимодействия с обществом;
  • визуальные данные будут заменять цифровые данные (инфографика);
  • обучение, процессы которого вынесены в «облако», что дает быстрый доступ, масштабируемость и возможность проводить сложные вычислительные эксперименты;
  • создание учебных партнерских объединений (единое информационное пространство: школа – колледж – университет; обучение на протяжении всей жизни);
  • центры обучения будут мозговыми центрами (think – tanks) для решения конкретных заданий человечества;
  • открытое обучение и вопросно-ориентированное обучение будут формировать «невидимое» обучение во всех образовательных учреждениях;
  • модели студий обучения с привлечением семейв процесс обучения;
  • обучение культуре не будет строиться по модульному принципу, культура будет проникать через цифровое пространство;
  • диалоговое обучение с помощью цифровых средств массовой информации;
  • замена реальных преподавателей виртуальными;
  • учебное содержание будут передавать все окружающие предметы (мобильные устройства, бытовые устройства и т.п.);
  • процессы обучения будут персонализированы (каждый получит только то, что реально ему необходимо);
  • стирание всех границ с точки зрения проживания в конкретном географическом регионе;
  • постоянный контроль биологических параметров обучаемого;
  • переход учебных заведений в виртуальный мир;
  • средства отображения информации встраиваются в элементы дизайна помещений;
  • замена печатных документов об образовании цифровым резюме (digital portfolio) с социальными достижениями.

К сожалению, сейчас, даже предполагая будущие изменения в учебном процессе, большинство высших учебных заведений не предпринимает никаких мер с точки зрения построения новых систем обучения. Новые процессы обучения требуют новых инструментальных средств, наличия новых технологических знаний и опыта их применения.

Литература

  1. www.teachthought.com